Ближе к земле: в ТПП рассмотрели проблемы малоэтажного строительства

Ближе к земле: в ТПП рассмотрели проблемы малоэтажного строительства

Ближе к земле: в ТПП рассмотрели проблемы малоэтажного строительства

Shutterstock/FOTODOM В Торгово-промышленной палате (ТПП РФ) на днях прошел VIII Международный форум «Малоэтажная Россия». Малоэтажное жилищное строительство (МЖС) ныне дает наибольший прирост в строительстве жилья, существенно обгоняя по квадратным метрам МКД. Объяснения этому очевидны — индивидуальное жилье просторнее, комфортнее и, как говорится, ближе к земле.

Но на пути развития малоэтажного строительства немало барьеров, которые и обсудили на форуме. Один из таких барьеров — дефицит кадров, не менее острый, чем в «большом» строительстве. Поэтому одним из важнейших круглых столов мероприятия стала сессия «Кадры решают все». Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин отметил, что две трети сданного на данный момент жилья приходится именно на МЖС.

Как устранять барьеры?

То, что в кадрах, особенно рабочих, «малоэтажка» нуждается, наверно, даже больше, чем строительство МКД, — это факт, который подтвердили все участники круглого стола. Об этом же говорила помощник министра строительства и ЖКХ РФ, ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России Светлана Кузьменко, призвавшая возродить в современном виде систему ПТУ для подготовки строителей.

Директор по развитию — руководитель Проектного офиса Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Елена Парикова, которая вплотную занимается вопросами, связанными с подготовкой рабочих кадров для строительной отрасли, рассказала о том, что делается в этом направлении нацобъединением, в числе прочего упомянув работу по привлечению строительных организаций в федеральный проект «Профессионалитет» и увеличению числа строительных кластеров в рамках проекта. ФП «Профессионалитет» положительно влияет не только на формирование материально-технической базы образовательных учреждений, но и на методологическое развитие в системе среднего профессионального образования (СПО), и, соответственно, повышает уровень подготовки выпускников профильных колледжей. Большая работа ведется и по реализации плана мероприятий в рамках Концепции подготовки кадров для строительной отрасли, где НОСТРОЙ и другие заинтересованные организации плотно взаимодействуют с системой образования.

5294505627617006480.jpg

Елена Парикова не обошла вниманием и явный дисбаланс в подготовке специалистов учреждениями высшего и среднего профессионального образования: на «белых воротничков» приходится до 80% и только 20% — на рабочие кадры. Эту ситуацию необходимо менять. «Нужно объяснять, что рабочий сегодня — это не человек в фуфайке и грязных сапогах, — подчеркнула она, — а специалист, мало чем отличающийся от инженера, потому что он высококвалифицирован, управляет машинами, механизмами, прилично зарабатывает».

Как отметила Елена Парикова, идет индустриализация профессий, на первый план выходят монтажники модульных домов, рабочие по производству каркасных зданий, монтажники легких стальных тонкостенных конструкций, техники 3D-принтеров, современные специалисты по «инженерке», электрике, сантехнике, вентиляции, по водным технологиям, которые нужны и которых надо готовить уже сейчас.

В завершение своего выступления руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ рассказала об очень перспективной инициативе в рамках Отраслевого консорциума СПО в сфере строительства, созданного на базе НОСТРОЙ, — проведении конкурса «Лучшие практики в области профориентации», в котором участвуют как образовательные организации, так и строительные компании, саморегулируемые организации. Более того, в конкурсе есть отдельная категория для предприятий стройкомплекса. В результате будет формироваться реестр лучших практик на благо системы образования и всей строительной отрасли.

Заместитель председателя Комитета по профессиональному образованию Российского Союза строителей Надежда Прокопьева назвала ключевыми моментами повышение качества обучения и объективность оценки знаний выпускников. Одним из перспективных направлений для решения этой задачи, по ее мнению, является процедура совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций.

Поддержка регионов

Первый заместитель министра образования и науки Смоленской области Марина Иваненкова рассказала об опыте своего региона в части стратегии развития кадров. «Именно квалифицированные специалисты обеспечивают реализацию самых амбициозных проектов, — отметила замминистра. — Они внедряют инновационные решения и поддерживают высокий уровень качества строительных работ».

В 2023 году регион включился в реализацию федерального проекта «Профессионалитет». Новые требования к рабочим профессиям заставляют обновлять содержание образовательных программ, включать новые дисциплины, такие, как проектирование с использованием технологий информационного моделирования, управление БПЛА, геопространственную инженерию и многое другое.

Директор ГАПОУ СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» Ольга Бурганова отметила, что в 2026 году в Екатеринбурге открывается кластер проекта «Профессионалитет», что несомненно поможет в решении вопросов кадрового обеспечения, удовлетворения потребностей региона в рабочих-строителях. При этом в трудоустройстве выпускников основным региональным оператором выступает Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области, занимающийся отраслевыми аналитическими прогнозами. Благодаря работе Центра значительная часть выпускников строительных направлений трудоустраивается по полученной специальности и остается в отрасли.

Исполнительный директор Ассоциации СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева поделилась опытом привлечения и подготовки кадров для ИЖС в Пензенской области. Она отметила, что в регионе смогли с помощью гранта, полученного в рамках проекта «Профессионалитет», привлечь внимание молодежи и детей к профессии: «Мы внедряем в школах классные часы именно по малоэтажному строительству, разговариваем с родителями, поскольку действительно спрос есть и есть большой отклик — дети хотят жить в своих приусадебных хозяйствах». В общем, по ее словам, результативная работа в этом направлении идет.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.