Родителей предупредили о главных признаках проблем с умственным развитием ребенка

Родителей предупредили о главных признаках проблем с умственным развитием ребенка

Педагог Цветкова: исправлять речевые нарушения у ребенка необходимо до школы

Родителей предупредили о главных признаках проблем с умственным развитием ребенка

Проблемы с речью у дошкольников становятся одной из самых частых причин для обращения родителей к специалистам. Однако многие замечают тревожные сигналы слишком поздно, когда трудности уже начинают мешать учебе и общению, рассказала «Газете.Ru» кандидат педагогических наук Татьяна Цветкова.

По словам эксперта, речевое развитие — это не просто умение произносить слова, а сложный процесс, связанный с памятью, мышлением и социализацией.

«Если речь не формируется вовремя, отстает и мышление. Ребенку трудно понимать инструкции, выражать эмоции и строить отношения с другими детьми», — объяснила педагог.

Цветкова выделила пять основных признаков, на которые стоит обратить внимание родителям. Первым тревожным сигналом она назвала отсутствие у ребенка в возрасте около года стремления повторять звуки. Гуление и лепет — первые формы общения, которые подготавливают мозг к речи. Их отсутствие говорит о задержке формирования слухо-речевых связей, подчеркнула эксперт.

Во-вторых, в возрасте двух-трех лет ребенок все понимает, но почти не говорит, или, наоборот, говорит, но на непонятном «птичьем языке».

«Три года — критическая точка, — отметила Цветкова. — К этому времени малыш должен уметь строить простые фразы. Если слова искажаются, слоги переставляются, язык «выбегает» между зубами, родителям необходимо вести ребенка к логопеду».

Третий тревожный признак — смазанная и неразборчивая речь в возрасте 4–6 лет. Если ребенок заменяет звуки, говорит «масинка» вместо «машинка», «тот» вместо «кот» или «фанки» вместо «санки», это уже не возрастная норма. Такие искажения не проходят сами, предупредила она.

Четвертый маркер — отсутствие четкой артикуляции после шести лет. Если ребенок не выговаривает свистящие или шипящие, путает звуки, с трудом пересказывает сказки и учит стихи, нужно действовать незамедлительно.

«В этом возрасте речь уже должна быть опорой для учебы. Если она не сформирована, страдают память и внимание», — объяснила Цветкова.

Наконец, в школьном возрасте появляются трудности с чтением и письмом. Ошибки, перестановки слогов, медленное чтение и трудности с пониманием текста — признаки возможной дислексии или дисграфии.

«Если проблемы сохраняются спустя полгода после начала учебы, стоит обратиться к логопеду и неврологу. Иначе ребенок может замкнуться, потерять уверенность и интерес к школе», — сказала специалист.

Цветкова подчеркнула, что исправлять речевые нарушения необходимо до школы, пока мозг наиболее пластичен и лучше уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Если родители замечают тревожные сигналы, важно не паниковать, а обратиться к специалистам — логопеду, детскому психологу или неврологу. Уже в год можно оценить, как ребенок реагирует на обращение по имени, понимает ли простые просьбы и использует ли указательный жест. Эти признаки помогают выявить задержку на раннем этапе.

«Если ребенок молчит, нужно исключить проблемы со слухом и зрением. Только после этого стоит идти к логопеду, который при необходимости направит к неврологу», — отметила педагог.

Помимо работы специалистов, важно ежедневное общение: чтение книг, разговор, игры со словами, песни. Все это стимулирует речевые зоны мозга.

«Главное не заменять живое общение гаджетами. Только мама, папа и разговор. Вот настоящая терапия для развития речи», — подытожила Цветкова.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.