Порой кажется, будто в стране открылся портал в медицинский абсурд: ошибки, от которых кровь стынет в жилах, происходят в больницах хоть и не каждый день, но уже не считаются чем-то исключительным.

Неужели наше здравоохранение превращается в систему, где человек становится расходным материалом?
ОПЕРАЦИЯ «НАУГАД»
Можно ли поверить в то, что пятилетнего мальчика родители хотели избавить от дискомфорта в области паха, вызванного сужением крайней плоти (фимозом), и отправили ребенка на обычную плановую операцию, а забрали из больницы со швами на животе? Этот дикий случай произошел в Искитиме Новосибирской области.
Родителей уверили: диагноз «фимоз» подтвержден, операция простая. За три дня до операции на плановом осмотре детский хирург официально подтвердил, что у маленького пациента грыжи нет, 20 ноября именно ее (вернее, ее отсутствие, как бы абсурдно это ни звучало) удалили. Ребенку вырезали грыжу, которой у него не было! Об этом родителям сообщила растерянная бабушка, которая была с внуком в больнице. «Мы были в шоке, — негодует Александр. — Приехали с женой в больницу и увидели, что у сына перевязан пупок. Я не намерен оставлять эту ситуацию, заявления в Следственный комитет и прокуратуру уже поданы».
Можно сколько угодно говорить о человеческом факторе, путанице с картами или нелепом стечении обстоятельств, но когда ошибка приводит к операции на здоровом ребенке — это не банальная ошибка, а халатность, за которой стоит конкретная пара рук.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ОШИБКИ
Произошедшее в Искитиме — чудовищная некомпетентность, но то, что случилось в Воронеже несколько лет назад, заставляет содрогнуться еще больше. 89-летней Марии Дроновой ампутировали… не ту ногу. Сын привез маму в больницу с гангренозной стопой правой ноги, а врачи отрезали женщине левую ногу до середины бедра. Когда родные подняли скандал, врачи заявили примерно следующее: так было нужно, ампутации подлежали обе конечности. По словам сына пожилой дамы, следователям горе-хирурги предъявили подложное направление, в котором рекомендовалось удалить обе ступни, а направление из поликлиники, указывающее на ампутацию только левой, исчезло. В истории болезни тоже произошли исправления: будто бы у бабушки обе ноги были черными, хотя на фотографии, сделанной сыном за сутки до госпитализации, левая нога выглядела вполне живой. Значит, произошедшие потом подмены документов — не ошибка, а попытка ее скрыть.
В Южно-Сахалинске хирурги лишили пациентку здоровой почки в результате неправильных манипуляций во время полостной операции. Женщина год пыталась добиться от больницы объяснений, но вынуждена была обратиться в суд. Ее требование было удовлетворено. Примечательно, что ни в СК, ни в МВД возбуждать дело о халатности хирургов не стали, и только прокуратура подтвердила, что решение об операции было принято без достаточных оснований. Клиника выплатила пациентке 1,3 млн рублей, так и не сумев оспорить судебное решение. Ни один врач не понес ответственности. Даже дисциплинарной!
Летом прошлого года 41-летняя москвичка, очнувшись после операции, узнала, что стала бесплодной. Женщине должны были удалить воспаленную левую маточную трубу, но хирург удалил правую, здоровую. По словам пациентки, удаление здорового органа хирург объяснил возникшим осложнением во время операции, а на вопрос, почему был не тронут воспаленный орган, врач ответил: «Так бывает». Бывает, если относиться к пациентам как к расходному материалу.
ЧЕМ «УСЛУГА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ «ПОМОЩИ»
Каждый новый случай врачебной ошибки оголяет проблему системы, в которой человек превращается в файл, карточку, запись в журнале. И если кто-то в этой цепи ошибется, цена известна: сломанное здоровье и жизнь.
Почему это происходит? Причина в системе, которая в результате затеянной оптимизации, словно унтер-офицерская вдова, сама себя высекла. Сегодня мы имеем перегрузку врачей, нехватку кадров, недостаточную диагностику, назначение вмешательств без второго мнения, планы по количеству операций, аккредитационные показатели, KPI по рентабельности. Как в бизнесе.
Другая причина в том, что медицина официально стала услугой. Это закреплено в законе, по которому медицинская помощь — это «комплекс мероприятий, оказываемых гражданину». Вот только если клиента не устраивает набойка на сапоге в мастерской по ремонту обуви, ему вернут деньги. В медицине, если что-то пошло не так, нельзя вернуть ногу, почку, способность иметь детей и компенсировать эти утраты суммой с шестью нолями.
Чиновники в Минздраве правдами и неправдами цепляются за правовой термин «медицинская услуга», хотя давно пора вернуть понятие «медицинская помощь». Ведь без услуг можно прожить, а без медицины человек рано или поздно загнется. И пока государство не вернет медицине ее изначальный смысл — помощь и защиту, — система будет разваливаться, а пациенты продолжат платить за «услугу» самой высокой ценой.
Ответ же на вопрос, что делать сейчас, очевиден. Тотально пересмотреть систему контроля качества — от момента постановки диагноза до финального шва. Нужно каждую ошибку рассматривать публично и честно. Без этого они превратятся в неизбежность, а мы, пациенты, рискуем потерять главное — веру в то, что врачебная помощь спасает, а не калечит.
